Колоректальный рак: мутации RAS и BRAF
26.10.2021
Колоректальный рак (КРР) - это злокачественное заболевание толстой кишки, одно из самых распространенных онкологических заболеваний.
Ежегодно в мире регистрируют 800 тыс. новых случаев КРР и 500 тыс. случаев смерти от него. В Украине выявляют 24 новых случаев колоректального рака на 100 тысяч населения. Кроме того, существует тенденция к распространению этого заболевания. Поэтому вместе с Марией Билыч - врачом-онкологом, членом Украинского союза клинической онкологии, разбираемся в особенностях диагностики и лечения колоректального рака.
Колоректальный рак (КРР) - это один из немногих видов рака, когда даже при наличии отдаленных метастазов (наличие злокачественных клеток в других органах), кроме медикаментозного лечения, возможно проведение хирургического вмешательства. В тех случаях, когда метастазы и опухоль подлежат хирургическому удалению, медикаментозное лечение заключается в назначении химиотерапии. Однако, когда в связи с распространенностью процесса, такой более радикальный метод лечения невозможен, медикаментозная терапия не ограничивается только химиотерапией. Пациентам с нерезектабельным (не подлежит хирургическому лечению) или потенциально-резектабельным (удалить опухоль и метастазы возможно только при условии уменьшения их размеров в результате медикаментозного лечения) метастатическим КРР, кроме химиотерапии, могут быть назначены еще и таргетные препараты.
Таргетные препараты - это совсем другой класс препаратов, механизм действия которых заключается в воздействии именно на злокачественные клетки. Назначение этих препаратов позволяет улучшить прогноз у пациентов с метастатическим КРР, но важно, чтобы это назначение было корректным и именно для этого необходима информация о мутации RAS и BRAF.
Сейчас одобрено несколько таргетных препаратов, которые могут быть применены в комбинации с химиотерапией у пациентов с метастатическим КРР. Эффективность этих препаратов различна и зависит не только от самого препарата, но и от расположения опухоли и наличия или отсутствия мутаций RAS и BRAF.
При наличии этих мутаций, некоторые препараты никаким образом не влияют на прогноз и, соответственно, не должны назначаться таким пациентам.
Мутации RAS достаточно часто встречаются у пациентов с метастатическим КРР, а мутации BRAF имеют еще и определенное прогностическое значение. Нужно учитывать, что при распространении злокачественного процесса в другие органы, течение заболевания является достаточно динамичным, поэтому тактика лечения таких пациентов постоянно пересматривается и модифицируется. Информация о наличии мутаций RAS и BRAF поможет врачу разработать дальнейший план действий по медикаментозному лечению, которое будет целесообразным именно для этого пациента, поэтому мутации в генах семейства RAS и BRAF должны определяться у всех пациентов с метастатическим КРР независимо от резектабельности опухоли и метастазов.
Для пациентов с резектабельным/ нерезектабельным/ потенциально-резектабельным метастатическим КРР также одобрено применение препаратов иммунотерапии. Критерием эффективности этих препаратов является наличие мутаций в генах микросателлитной нестабильности. Мутации в генах этого семейства также связаны с синдромом Линча (наследственный синдром ассоциированный с КРР и другими видами рака).
При наличии критериев повышенного риска наличия этого синдрома (например: диагноз КРР или рака эндометрия в возрасте до 50 лет), пациенту может быть предложено провести исследование на мутации в генах микросателлитной нестабильности, чтобы принять соответствующие меры по раннему выявлению других видов рака и предупредить своих близких родственников.
Анализ на вышеуказанные мутации проводится на образцах или самой опухоли, или на образцах метастатических очагов. Если этот материал остался после предыдущих исследований (биопсия) или после оперативного вмешательства, анализ можно провести на этих же образцах ткани.
Автор: Мария Билыч, врач-онколог, член Украинского союза клинической онкологии
Последние новости